БУДДИЗМ И НАУКА — На протяжении последних 30 лет мы ведем серьезные обсуждения с современными учеными, в первую очередь в следующих четырех областях ‒ космология, нейробиология, физика ‒ квантовая физика ‒ и психология. В изучении таких материальных частиц, как атомы, кварки и т.п., а также космологии, по моему мнению, западная наука продвинулась гораздо дальше буддизма. Так я считаю. Одним из уронов, нанесенных встречами с западными учеными, стало то, что я утратил веру в существование горы Меру. Земля ‒ круглая, планеты движутся вокруг Солнца, а Луна вращается вокруг нашей планеты. Солнце и Луна не странствуют где-то там в небе, как говорится в «Абхидхармакоше». Научные открытия теперь вступают в противоречие с этими представлениями, и нам, буддистам, необходимо принять реальность. Мы не должны слепо полагаться на буддийские тексты. Я сделал публичное заявление в монастырских университетах, где обучаются более 10 тысяч монахов, и живет немало ученых-философов, что я больше не верю в существование горы Меру и вообще в описание географии мира согласно «Абхидхармакоша-карике». Однако это не имеет никакого отношения к Четырем благородным Истинам, а учение Будды опирается именно на Четыре истины. Будда не занимался на этой планете измерением площади Индии или Таиланда. Нет ! Форма (Земли) ‒ круглая ли, плоская ли ‒ не имеет значения. Еще одной сферой… Ах да, по поводу теории большого взрыва в космологии. Мы, буддисты, с легкостью принимаем эту теорию. Однако с буддийской точки зрения большому взрыву должен предшествовать другой большой взрыв, и так до бесконечности. В противном случае, если был только один большой взрыв, чем это можно объяснить? Этому должны быть условия и причины, что в свою очередь подразумевает существование предыдущего большого взрыва. Такая точка зрения находится в полном соответствии с буддийской космологией, мир бесконечен ‒ миры возникают и исчезают, возникают и исчезают. Таким образом (жестикулирует). Теперь о нейробиологии. В буддийской литературе подробно описываются различные виды сознания, различные эмоции, а также связи между мозгом, нервной системой и этими разнообразными эмоциями. Также, поскольку в тантрических практиках есть медитации, предполагающие работу с нервными центрами, в учениях тантры есть объяснение этих нервных центров. Поэтому чрезвычайно целесообразно обсуждать деятельность мозга с нейробиологами, специалистами в области мозга. Мы можем многое почерпнуть из научных открытий, и в то же время ученым могут быть полезны объяснения с буддийской точки зрения, наш опыт.  Теперь о субатомной физике, в том числе квантовой физике. Буддийская концепция взаимозависимого происхождения, пратитьясамутпада, гласит, что ничто не существует само по себе, но возникает благодаря множеству условий. Происхождение любого события объясняется множеством предпосылок. Эта концепция очень органично вписывается в современный научный образ мышления.  Затем мельчайшие частицы ‒ здесь у нас также много общего.  О психологии: современная западная психология по сравнению с индийской традицией изучения психологии ‒ просто детский сад. Индийская традиция гораздо более развита. И здесь многие ученые выказывают большой интерес к изучению буддийского изложения психологии, древнеиндийского изложения в целом, но в первую очередь буддийского. Далай-лама

Теги других блогов: наука буддизм космология